Уральский стекольный завод, изготавливающий ампулы, флаконы и картриджи для фармпредприятий, диверсифицировал сбыт благодаря потребителям из Азии и Африки. Развивать экспорт ему помогает головная компания Nipro PharmaPackaging International (Япония).
На том же месте
Завод в поселке Уфимский (Свердловская область), построенный в 1939 г., при советской власти выпускал фармацевтическую посуду, а позже — пивные и винные бутылки. Стекловаренные печи остановили в 2004 г., когда предприятие признали банкротом, и за годы простоя технологическое оборудование пришло в негодность. Реконструировать мощности для изготовления фармацевтического стекла медицинскому холдингу «Юнона» предложила администрация Свердловской области. Проект считали социальным, призванным восстановить градообразующее предприятие и обеспечить жителей поселка работой. Но руководство холдинга привлекло инвестора в лице японской корпорации Nipro, которая уже сотрудничала с уральскими производителями как разработчик искусственной почки «Малахит». Новые владельцы выкупили у бывшего собственника 13 га земли с производственной площадкой, коммуникациями и железнодорожным тупиком. На полную реконструкцию требовалось 3 млрд руб.
В 2012 г. на заводе запустили первую очередь — пять линий, рассчитанных на изготовление ампул и флаконов из импортной стеклотрубки. Предполагалось, что к 2015 г. на заводе заработают две стекловаренные печи, а число линий увеличится до 42.
Планы инвестора изменились в 2014 г., когда Россия присоединила Крым. По словам Александра Петрова, члена наблюдательного совета «Уральского биомедицинского кластера», куда входит стекольный завод, у представителей Nipro появились поводы для беспокойства — они хотели понять, могут ли санкции ЕС и США помешать инвестиционному проекту в Свердловской области. Не меньшие опасения вызывала мысль, что Россия вернется к государственной модели экономики и национализирует частные компании.
В июне 2014 г. представители Nipro Corporation провели технический и финансовый аудит предприятия, чтобы решить, развивать проект дальше или отказаться от инвестиций. На раздумья им понадобилось три года.
Илья Марковский: «Общий патронаж помогает нам быть более гибкими в работе с заказчиками».
Стекло и в Африке стекло
Финансирование Уральского стекольного завода японцы возобновили в 2017 г. Тогда же правительство Свердловской области признало реконструкцию производства в Уфимском приоритетным инвестиционным проектом. Особый статус предполагает пятилетние льготы по налогам на имущество и на прибыль. В 2017—2018 гг. компания запустила пять новых линий — три ампульные и две флаконные и пока единственное в России производство картриджей. К концу года завод планирует задействовать новое оборудование, поскольку флаконные мощности загружены, а спрос продолжает расти.
Однако прогнозы аналитиков, что потребитель готов платить за качество фармацевтического стекла, подтвердились лишь частично. В России и странах СНГ фармпроизводители предпочитают фасовать продукцию в ампулы и флаконы, не требующие больших затрат. Поэтому увеличивать сбыт завод может только за счет экспорта.
К середине 2018 г. Уральский стекольный завод начал отгружать половину выпускаемой продукции (около 70 млн изделий в год) в страны Среднего Востока и Северной Африки — Египет, Марокко, Тунис, Алжир, ОАЭ, Израиль и Турцию. «За последний год мы вдвое увеличили объем экспорта, — поясняет директор завода Илья Марковский. — Это стало возможным благодаря содействию Nipro Corporation, у которой налажены собственные каналы сбыта. Конкурентоспособность уральскому заводу обеспечивает кооперация с производственными площадками, которые расположены в других странах и включены в комплексную переработку сырья».
В 2019 г. компания рассчитывает начать продажи в Восточной Европе. По словам Ильи Марковского, это соответствует стратегии кластера, участники которого — «Медсинтез», «Азол Фарма», «УралНанотех» и другие — продвигают свою продукцию за рубежом при содействии Уральской торгово-промышленной палаты.