Законодатели намерены централизовать госзакупки
Депутаты Госдумы созвали экспертный совет, чтобы обсудить государственное регулирование фармрынка. Александр ПЕТРОВ, депутат от Свердловской области, возглавляющий подкомитет по вопросам обращения лекарственных средств, развития медицинской и фармацевтической промышленности, рассказал «ФВ», чем озабочены законодатели и какие решения они готовят.
Провизор на выезде
— Что думают в Госдуме об инициативе ФАС разрешить (в отдельных случаях) параллельный импорт лекарств?
— Это спорное предложение. При параллельном импорте придется усиливать госконтроль, так как попыток ввезти в страну контрафактные и фальсифицированные лекарства станет больше. При этом важно избежать избыточного регулирования. Сейчас мы меняем систему — упраздняем посерийный контроль лекарств со стороны частных центров сертификации, они скоро закроются по всей стране, и одновременно усиливаем государственную систему контроля. Останутся только производители и государство, а посредника, который выписывал сертификаты и ставил печати, не будет. Такой шаг сэкономит фармпредприятиям миллиарды рублей и сделает контроль более прозрачным.
— На последнем заседании подкомитета обсуждали двойную регистрацию субстанций — при ввозе в страну и при изготовлении лекарственных форм. К каким выводам вы пришли?
— Мы хотим облегчить жизнь производителю. Задача в том, чтобы проверять не субстанцию, а финальную стадию выпуска препаратов. Поэтому государство ослабит контроль в начале производственного процесса и усилит наблюдение за готовыми лекарственными формами. Участники рынка, которые ввозят субстанции не для перепродажи, а для собственного производства лекарств, будут работать по упрощенной схеме.
— Что изменится, когда Госдума примет закон о контрольных закупках лекарств?
— Контрольные закупки позволят оперативно пресекать фальсификат. В России были прецеденты, когда в биологически активных добавках находили тадалафил — препарат для лечения эректильной дисфункции. Поскольку проверяющие не могли делать контрольные закупки, проблему решили силовым путем — почти два года с продавцами таких БАД шла война. Возбудили множество уголовных дел, связанных с распространением фальсификата. Когда появится закон, на контрольные закупки выделят целевые деньги, и надзорным органам будет проще ловить нарушителей за руку.
— В ближайших планах Думы — закон об интернет-торговле лекарствами. Камнем преткновения стали
рецептурные препараты. Их разрешат продавать дистанционно?
— Я считаю, надо разрешить, но при условии, что лекарство будет выдавать провизор в соответствии с рецептом. Но принимать этот закон нужно с учетом реалий евроазиатского экономического пространства. Рынок лекарств должен быть единым — если партнеры не готовы, нам приходится приостанавливать отдельные законопроекты. А что думают об этом законодатели Белоруссии, Казахстана и Армении, пока неизвестно.
Спасти человеческую жизнь важнее, чем построить дом или разбить парк. А есть случаи, когда без лекарств пациенты погибают. Моральную ответственность за смерть каждого из них несут руководители регионов.
Максимально централизованные закупки
— На сайте Госдумы говорится, что у депутатов накопились претензии к системе лекарственных госзакупок. О чем идет речь?
— Например, стало очевидным, что часть закупок нужно проводить по патентованным наименованиям. На этом настаивает врачебное сообщество, а законодатели должны прислушиваться к мнению профессионалов. Есть недостатки, связанные с разными методиками лечения заболеваний. Зачастую в каждом регионе своистандарты. Это значит, что и лекарства закупают разные. Сейчас речь идет о том, чтобы упорядочить подходы, внедрив единые клинико-статистические группы.
— Что вы считаете самым важным?
— Централизацию госзакупок. Законодатели предлагают освободить от этой обязанности главврачей. Есть данные, что 70% всех ЛП, необходимых больницам, можно закупать на уровне Федерации. Остальное пусть регулируют на местах. Система снабжения медикаментами в России по-прежнему коррумпирована. Если удастся сократить число закупщиков, снизится и коррупция. Но прежде чем вносить поправки в законы, депутаты намерены обсудить с экспертами медицинской и фармацевтической отрасли, что необходимо сделать в первую очередь.
— Какой результат вы хотите получить?
— Экономию государственных средств. Благодаря тендерам, проходящим на федеральном уровне, цены снижаются. Сегодня питьевая вода в магазинах дороже, чем физраствор. Это значит, что удорожание лекарств удается сдерживать. Мониторинг цен, которые контролирует государство, показывает — их рост меньше темпов инфляции. Возможно, это не нравится производителям, но с точки зрения государства и пациента, так и должно быть.
— Однако в регионах то и дело не хватает лекарств. Система дает сбои?
— Это объясняется поздними сроками аукционов, которые нередко отменяют по тем или иным причинам, и пациентам приходится месяцами ждать, когда выписанные им препараты станут доступными. Такой порядок нужно менять. Контракты могут стать, например, межрегиональными — это позволит предусмотреть обмен медикаментами.
Самое дорогое
— Закупки препаратов для орфанных заболеваний тоже станут централизованными?
— Мы будем постепенно переводить их на финансирование из федерального бюджета. Орфанные препараты — финансово емкая программа. Лечение одного пациента может составлять значительную долю расходов региона на здравоохранение. Есть много прецедентов, когда суды выносят решения, обязывающие власть на местах обеспечить лекарствами пациентов с редкими заболеваниями. В ответ чиновники говорят — нет средств. Но это неправильно, они обязаны находить деньги. Даже если региону придется отказаться от затрат в других областях.
— Но есть депрессивные регионы, где денег не хватает вообще ни на что.
— Поскольку речь идет о жизни и смерти, больные переезжают туда, где власть готова оплачивать лекарства. Мы понимаем, что субъектам тяжело обеспечивать нуждающихся орфанными препаратами. На регионы эту ношу переложили в кризис, когда Федерация не смогла выполнить свои обязательства. Но орфанные препараты должны финансироваться из федерального бюджета. Это принципиально. Сейчас появилась возможность вернуть ситуацию в нормальное русло — законодатели увеличили расходы на здравоохранение
в 2019—2020 гг., проголосовав за это в третьем чтении. Денег хватит.
— Когда эти планы осуществятся?
— В этом году появился единый реестр пациентов, федеральный бюджет профинансировал пять видов орфанных заболеваний, которые требуют наибольших вложений. Начало положено. Теперь каждый год будем забирать часть расходов на федеральный уровень, чтобы в итоге финансировать лечение всех 24 заболеваний. Речь идет о едином тендере. Ведь многие параметры нам понятны уже сегодня, и через два-три года они не изменятся. Значит, можно закупать лекарства не на один год, а на более длительные сроки. Договариваться с поставщиками о снижении цен. Когда мы беседуем с представителями пациентских сообществ, нам говорят спасибо за возможность жить. Это момент истины — нас уже не только критикуют, но и благодарят. Теперь надо добиваться большего.